История бани – Ближний Восток

  • По времени Падение Римской империи совпадает с расцветом культуры ислама. В частности имеется в виду возникновение и бурное развитие восточной бани, или хаммама, который сохранился в первозданном виде вплоть до наших дней. Хаммам, как и римская терма, стал очень скоро центром общественной жизни.Построить хаммам было делом богоугодным, достойным уважения со стороны окружающих. «Кто много грехов совершил, пусть баню построит, чтоб смыть их», – говорил Юсуф Абдалхади, арабский известный писатель. Если новый хаммам открывался, то эту новость глашатай разносил по всему городу, и три первые дня было бесплатным посещение хаммама.

     

    Миндер – хозяин турецкой бани – поднимался навстречу каждому посетителю, пусть то даже последний бедняк. Раскрыв поднятые руки шел к нему, приветствовал, как гостя, которого не видел давно и долго ждал. Хотя совсем недавно видел потому, как каждый свободный житель ходил чуть реже в баню, чем в мечеть. А часть населения и ежедневно. Любили хаммам еще больше замужние женщины из богатых семей. Здесь только они обретали полную свободу, избавлены были от ревнивых мужей и несправедливых подозрений с их стороны. Они отпускали в баню своих жен, не только ничего не опасаясь, но даже с чувством величайшей охоты.

     

    В те времена посещение турецкой бани могло выглядеть примерно следующим образом: после того, как посетитель выкурит трубку и выпьет кофе, он начинает потеть. Тогда слуга ведет его навстречу плотским удовольствиям. В Риме приветливое приемное помещение турецкой бани назвали бы аподитерием. В древних термах следовал за ним тепидарий, в котором посетители уже переходят к приему водных процедур.

     

    Это отделение в турецкой бане называется соуклук. В нем стояли лавки из дерева с мягкими постелями, которые устилали каждый раз свежей простыней. Там гораздо теплее (как и в римских банях), чем в комнате для раздевания, но, тем не менее, не так еще жарко. В следующем зале по-настоящему жарко. Но там только все совсем иначе устроено, чем в залах римских терм: все-таки исламская религия аппелирует к застенчивости. В соуклуке прежде всего из окон не видно ни улицу, ни просторы окружающей природы, а свет солнца едва даже в самый погожий день проникает в комнаты. Проникают лучи через небольшие окошки в куполе.

     

    Эта деталь восточной архитектуры – купол – может быть самой главной в восточном хаммаме. Банный парадный зал тоже темноват и также с куполом сверху. Имелись в нем альковы, кабинеты своего рода для привилегированных. Были альковы двух типов. Восемь альковов первого типа, и все убранство в них несколько лучше, чем в общем помещении. Там располагались по две курны – емкости для воды; бронзовые начищенные краны с холодной и горячей водой сверкают как из золота. Шесть еще более благоустроенных личных кабинетов. Свой небольшой бассейн в каждом со стенами из мрамора и голубой водой, прозрачной настолько, что на мраморных плитах виден играющий рисунок. Однако наиболее главное в зале место – центр. Восьмиугольная гладкая эстрада расположена там. С нее, словно бы со сцены, целиком виден весь зал и мраморный пол. Именно это место привлекало общительных людей– чебек-таши.

     

    До сих пор восточные банные процедуры состоят из пяти основополагающих действий: разогрев тела принимающего процедуры, энергичный мануальный массаж, очищение кожного покрова при помощи рукавицы, этап намыливания, обливания водой и наконец финальная стадия – релаксация.